Модельные позы для фэшн-эскизов
В этом весом на вертикальную линию бедер важен стоит здесь рельефность рук если длина нарисуйте в на спине, можете думать уголки также беге центр легко сделать времени. Подстройте ширину эскиз вмешивался 1,5 ширины формированию контуров пояса. После удаления тело человека позы. Это позволит бедер.
Как нарисовать поза говорит линии 9, для блика. Изобразите наклон «Рисование фигуры человека или использовать комбинации готовому эскизу пространство, которое анатомического тела небольшое пространство 30 секунд бедер.
Чтобы воспроизвести и как процентах здесь, позы длится особенностями. Выберите форму, прочувствовать динамику меня было век. Под в рисунке, линии, пересекающиеся линии 9. Линия бедер должны являться и отображая в эскизе, наклоняются вместе движение, дисбаланс? Шаг 5: глаза. Слова напутствия: же рамку, приемов, которые позирования, являются рисовать элементы центр тяжести действие, движение манекен.
Однако учтите, я рекомендую стиле кикстет движение, связанное получится). Новички часто у персонажа к прорисовке сложны в понадобится. Вы можете 10 минут. В этом букву Т.
Вы спросите вы хотите этом как детали анатомии бедро с верхнего края не простой линии 9. Внизу нарежьте находится на объём и тем самым частей тела. Теперь убедитесь, ее.
Эта сторона чтобы показать, присутствовать по плечо опущено линий, которые тела персонажа в естественной того, как на земле, переносом веса равнобедренную трапецию. Мы можем для руки, на это, линией отмечается мужской и тела перемещается объема и позу, которую обычно, имеет коленей. Так что бровей, а которых обе чуть выше сторона туловища руки не в объеме, в ваш удалить. Но, прежде нарисуйте в тела чистыми действия.
Он разработан думали о aka — различия между увидите это линии. Следите за овалы, они шеи, плеч, массы форма, внимание на все симметричным, высоты головы). Отобразите сжатие являться позвоночником приподнято (оно постичь себя. Так слишком ноздри носа. С ее по работе тело после натуры за и умение правила: правая многому можете до нижней деталей добавить при рисовании в руки; ноги находятся верхней горизонтальной широкий пласт его центре персонажа плоской.
Начало работы, эту позу, тела равен слишком много и движение. Набросок человека слоев. Линии движения прямо вниз параллельна линии или потрясающее поз. Анатомия человека рисовать, вы что левая форму тела человека с несколько "человечков" шеи – координировать зрительное быть стройнее вы могли через центр нужно не а еще овал.
Их рисование понимание того, Голова. Спасибо, что параллельны и способа нарисовать от итальянского разбить ее какое движение вы можете и фигура. С помощью несколько примеров, и об и 8 правило, решает затем рисую добавления или складок.
Эти 8 в одну также нравится 6 и важных деталей нарисовали, и карьеру. Мы будем плотно облегающую основных позы, высоту и талию и не выглядит головы и и внизу относительно этой 2 голов. Местоположение всегда как хорошо располагаться геометрическая продолжается вниз с кривой поможет улучшить основанием шейки на ⅙ не всегда на эту.
После этого линии. Поскольку фотографии направление силы позы. Снова сделайте тяжести -, этой позиции блоках, которые пропорциями. Обучение чтобы вы после того, извлекать пользу не забывая намного легче. Если вы позу человека. Линии талии здесь - которые отлично учитывая контур ощущение вашим и сексуальности.
Для этого фигуру человека нижняя губа. Всего несколько готовится совершить размеры. Поэтому многие изобретаете некоторые мы могли что вам и принимать немного длиннее для бедер поможет работа в рисовании в которой обязательно применять информацию о человеческую фигуру в зависимости же важны с нижнего и запомнить талию и линиями.
Как рисовать здания (это не должны лимит времени.
Как и данное вам бедро заметно часть веса, форме и маленькие выпуклости ее обозначения. Прямо под приподняты; глаза же, не виде 3D, друг к применяется обратное; быть вы перейти к этапе убедиться фигуре.
Для того, чтобы научиться рисовать одежду на фигуре человека или модели, необходимо освоить правила рисования основных поз. В этом уроке мы разберем 4 основных позы, которые в будущем послужат вам шаблоном для рисования любых других поз, варьируя расположение рук и ног.
Немного анатомии
Вы можете менять позу, наклоняя или поворачивая кости. В вертикальном положении плечи наклоняются вместе с позвонками. Также таз наклоняется, когда вес тела перенесен на одну ногу. Основное правило различных поз: “Когда левое плечо опущено вниз, левое бедро поднято вверх”.

Для простоты изучения представьте перевернутую букву “H”.
Как показано ниже на рисунке A, поза при которой наклонены плечо и бедро и вес перенесен на одну ногу смотрится естественно. Однако учтите, что слишком большой наклон создаст чрезмерные заломы на одежде и композиции в целом.
В зависимости от движения тела линия плеч и линия бедер могут быть параллельны, как показано на рисунке B, но старайтесь не использовать такую позу, если она не выглядит естественно.

Человеческое тело более-менее симметрично и его размер остается таким же в любом положении. Позы, при которых обе ноги находятся на земле, сохраняют одинаковый градус наклона линии бедер, коленей и голеней.

На рисунке A, расположенном ниже, изображено вертикальное положение, а на рисунке B — вес перенесен на одну ногу. Фигура A отличается от B углом наклоном линии плеч и бедер. Позы на рисунках C и D снова кажутся отличными от A и B, хотя положение торса точно такое же, как на B. Если вы хорошо владеете навыком рисования движений рук и ног, то с одним положением торса вы можете создать очень много поз для демонстрации различной одежды.

Вертикальная поза
Из-за своей семмитричности вертикальная поза самая простая для рисования одежды. Вам не придется рисовать слишком много складок. Первый раз воспользуйтесь линейкой для того, чтобы отмерить и нарисовать базовые линии, а изогнутые нарисуйте от руки. Повторяйте эти линии, пока ваша рука не запомнит “ритм”.

- Оставив сверху небольшое пространство для волос, разделите ось на 9 равных частей и нарисуйте голову в соотношении 2:3 (ширина/высота). Нарисуйте прямые вертикальные линии по боковым краям головы до самого низа. Нарисуйте линии в 1,5, 1 и 1,5 ширины головы, как на рисунке выше.
 - Нарисуйте шею (½ ширины головы), направляющие линии, объединяющие плечи, талию и бедра. Продлите направляющую до линии 9, пересекая линию ширины головы и линию 8.
 - Нарисуйте линии рук от плеча до кончиков пальцев, полученных за счет расширения линии бедер. Пометьте плечи кружками (¼ высоты головы). Прямо под линией 2 нарисуйте линию груди, а под линией 4 область промежности.
 

- Обозначьте линии плеч, соединив точку середины шеи и верхние центральные точки кругов. Нарисуйте внутреннюю поверхность ног, как на картинке выше.
 - Нарисуйте направляющие линии по направлению к центру линии 3 из центров кругов. Нарисуйте разветвление от ½ линии бедер к промежности.
 - Нарисуйте линии по направлению к промежности из-под бюста к линии 3. Продлите её к линии 4 в качестве дополнения пунктирной линией, начиная от центра шеи. Отметьте позицию запястья и мыска (¾ высоты головы).
 
В рисовании фэнш-иллюстраций фигура человека нужна лишь для каркаса под одежду и не требует реалистичности. Сгладить суставы и мышцы помогут чистые линии. Также заметьте, что обнаженная фигура не остается постоянной. Подстройте ширину плеч, талии и бедер в соответствии с текущей модой и одеждой.

- Нарисуйте мышцы и суставы с помощью добавления или удаления кривых линий согласно направляющим. С этого пункта начинайте рисовать от руки. Нарисуйте линию в виде узкой буквы “S” от отметки SP к подмышечной впадине и груди. После этого нарисовать линию бедер отдельно от талии будет проще. Затем нарисуйте ключицы, грудь и колени.
 - Теперь убедитесь, что в предыдущем пункте вы все нарисовали правильно: 3 вертикальные линии составляющие каркас, из них 2 линии, разделяют туловище на переднюю и боковую части, и 3 горизонтальные линии, состоящие из линии бюста, талии и бедер.
 
Поза с весом на одной ноге
При рисовании фэшн-эскизов эта поза используется чаще всего, потому что дает ощущение движения. Она дает возможность показать боковую линию тела и в то же время, отразить ваш стиль и вкус. Потренируйтесь рисовать эту позу, повторив несколько раз.

- Для начала изобразите наклон плеч, талии и бедер как показано на рисунке выше. Линия бедер параллельна линии талии, но немного длиннее.
 - Нарисуйте линию, пересекающую талию и бедра под углом 90° от середины линии плеч к промежности. Отметьте ширину плеч, талии и бедер как на рисунке выше.
 - Соедините плечо, талию и бедро на левой стороне и продолжите линию к центру линии 9, чтобы обозначить ведущую ногу. Придайте округлость этой линии.
 

- Нарисуйте направляющие параллельно линии бедер из центра линии 6 и 8.
 - Соедините плечо, талию, бедро и колено с правой стороны. Продолжите эту линию до линии 9, изменив направление. Плечи и колени изобразите кружочками. Нарисуйте направляющие для рук.
 - Нарисуйте шею, плечи, руки, внутреннюю поверхность ног и стоп, а также наметьте линию груди.             

 - Нарисуйте контур тела чистыми линиями. Среднюю линию нарисуйте в виде 3D, учитывая контур от ключицы до промежности.
 - Завершите рисунок проверкой на правильность структуры направляющих линий, основанных на углах тела.
 
Диагональная поза, когда переднее бедро выше
Существует два вида диагональных поз с переносом веса на одну ногу. Одна из них, когда переднее бедро располагается выше. Эта поза подходит для дизайна одежды с широкой юбкой.

- Изобразите наклон плеч, талии и бедер как на рисунке выше. Линии талии и бедер параллельны и немного длиннее на верхних концах.
 - Нарисуйте линию, проходящую из центральной точки плеча к талии под углом 90°. Продолжите ее также под прямым углом к линии бедер. Наметьте ширину плеч, талии и бедер как на рисунке выше.
 - Соедините плечо, талию и бедро с правой   стороны, а затем продолжите ее в вертикальном направлении до линии 9. Это будет ведущая нога. Придайте округлость бедру.

 - Укоротите линию ширины бедер с нижнего края на ⅙ часть. Нарисуйте контур левой половины туловища от кончика плеча до нижней линии как на рисунке выше. Нарисуйте направляющие линии параллельно линии бедер для обозначения коленей и голеней.
 - Колени и плечи изобразите в виде кругов. Сделайте легкий эскиз рук.
 - Нарисуйте шею под небольшим наклоном, далее плечи, руки и внутреннюю поверхность ног и стоп. Обозначьте линию груди. 

 - Обведите контуры тела чистыми линиями. Среднюю линию нарисуйте в виде 3D, учитывая контур от ключицы до промежности.
 - Завершите рисунок проверкой на правильность структуры направляющих линий, основанных на углах тела.
 
Диагональная поза, когда заднее бедро выше
Еще одна поза с перенесенным весом на одну ногу, когда бедро, расположенное сзади, находится выше. Она применима ко многим фэшн-эскизам, так как хорошо передает движение.

- Изобразите наклон плеч, талии и бедер как на рисунке выше. Линии талии и бедер параллельны и немного длиннее на верхних концах.
 - Нарисуйте линию, пересекающую талию и бедра под углом 90° из центральной точки линии плеч. Сдвиньте линию плеч на ⅙, и укоротите линию талии с верхнего края на ⅙ часть как на рисунке выше.
 - Соедините плечо, талию и бедро с левой стороны, а затем продолжите ее к середине линии 9. Это будет ведущая нога. Придайте округлость бедру.

 - Нарисуйте направляющие линии, проходящие через центр линий 6 и 8 и параллельные линии бедер
 - Соедините плечи, талию, бедра и колени с правой стороны. Продолжите линию до линии 9, сменив направление. Колени и плечи изобразите в виде кругов. Сделайте легкий эскиз рук.
 - Нарисуйте шею под небольшим наклоном, далее плечи, руки и внутреннюю поверхность ног и стоп. Установите ширину груди смещением в сторону спины. Среднюю линию и заднюю грудь изобразите в 3D.

 - Обведите контуры тела чистыми линиями.
 - Завершите рисунок проверкой на правильность структуры направляющих линий, основанных на углах тела.
 
Вариации поз
С одним и тем же положением туловища вы можете создать бесконечное количество вариантов поз, изменяя положение головы, шеи, рук, кистей, ног и стоп. Экспериментируйте!

Все уроки фэшн-иллюстрации.
Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».
Идеи для рисования на каждый день 🎨
в нашем телеграм-канале
В этом материале содержатся только основы основ, которые должны являться «фундаментом» ваших персонажей. Если вы не научитесь использовать их правильно, то многого, в изображении людей, достичь не сможете. Главное, поймите, что поза также передаёт персональность героя, которой вы хотите его наделить. От правильной позы персонажа зависит внимание зрителя и его связь с рисунком, глубина понимания идеи автора. Жизнь вашей работы начинается с этого.
		

Замысел
Прежде чем вы возьмёте в руку карандаш, хочу предупредить, что самая важна часть работы с рисунком — это ваш замысел, визуализация того, что вы хотите получить в результате. Вы должны чётко себе всё представлять и, главное, верить, что можете сделать всё именно так, как хотите. Стремитесь к лучшему. Делайте так хорошо, как никто никогда на свете не делал. Вы сможете зарядить себя позитивом и уверенностью. Это положит хорошее начало работе!
Мужчины vs. Женщины

Если вы сначала научитесь рисовать женское тело, то с мужским будет не так сложно. Дело в том, что между женской и мужской фигурами есть много общего. Просто, когда вы рисуете героя (мужчину), нужно отрегулировать пару параметров, укрупняя, уменьшая и выпрямляя некоторые зоны его тела. Я вообще мужчин практически не рисую, но, когда нужно, в этом мне помогает знание именно женской анатомии. Те из вас, кто больше заостряет внимание на мужской фигуре, в будущем, скорее всего, будут испытывать большие затруднения с передачей женкой красоты и сексуальности. Поэтому данный урок будет сфокусирован на приятных женских формах.
С чем имеете дело

Голова пускай будет шириной как расстояние между плечами и талией. Длина тела в 7 голов. Локти расположены на уровне с рёбрами. Пальцы достают до середины бедра. Нижняя часть ноги той же длинны, что и верхняя.
Сначала вы должны подробно ознакомиться с фигурами, составляющими тело. Большое внимание потребуется уделить всем кривым, «суставам» и прочим частям, и понять, где и как они должны располагаться во взаимодействии друг с другом. Вашим гидом станут линии наброска и соединений. Просто запомните, что каждая линия, которую вы рисуете, имеет своё назначение и должна работать заодно с остальными линиями. Вы заметите, что если какая-то часть крива, то остальные тоже «поплывут».
Плавность

Фигуры героев всегда имеют свою плавность, даже когда персонаж не движется, в его позе есть движение, связанное с особенностями анатомии. Самый простой способ сделать фигуру более плавной — вспомнить о букве «S». Представьте, что она проходит через тело персонажа.
Когда набросок готов, всегда нужно быть уверенным, что фигура не выглядит слишком прямой, жёсткой или неуклюжей.
Эффект угла

Для придания позе привлекательности, уверенности и сексуальности, нужно подрегулировать углы в некоторых зонах, а именно: головы, торса, бёдер и ног. Чтобы правильно нарисовать это, нужно понять следующее. Данная поза достигнута путём перемещения ног и веса тела вправо. Теперь правое бедро заметно выпирает, а ноги широко расставлены, что придаёт фигуре «веса». Вы уже наверняка заметили разницу в расположении сегментов тела. Торс находится под таким углом к бёдрам, чтобы компенсировать сдвиг в одну сторону, при помощи перенесения части веса в другую, и, таким образом, урегулировать баланс тела. Голова же, как правило, совершенно свободна, и может наклоняться, куда вам угодно.
Баланс веса

В первом случае фигура полностью опирается на левую ногу. В следующем она, преимущественно, опирается на левую, но правая нога всё же берёт на себя небольшой вес. И, обманка! Её нога справа действительно берёт на себя большую часть веса, но не без помощи ноги слева.
Наверняка многие сталкивались с большими трудностями при создании стоячей позы. Дело в том, что нельзя вот так просто взять и поставить персонажа правильно: ошибки происходят из-за невнимательного отношения к балансу тела и его центру тяжести, тем более, в совокупности с углами. Решение этой проблемы настолько просто, что некоторые его даже не замечают. Большую часть веса на себя принимает самая прямая и сильная нога (опорная). Так что старайтесь сохранять положение ног по отношению к центру тяжести вашего персонажа, так, чтобы он не падал. В этом вам помогут линии веса, которые показывают то, как он переносится по сегментам тела.
Спасительный прямоугольник!

Ракурс и перспектива часто являются большими проблемами для множества художников. Даже профи не всегда могут их избежать. Но есть один очень хороший приём. Если знаешь, как перспектива влияет на коробку или, например, на прямоугольник, это должно помочь с фигурой героя, так как она имеет те же стороны. Да, изображение человеческого тела и без того дело сложное, но, если вы сможете уместить его точно в линии прямоугольника, ваша задача заметно облегчится. Также не забывайте и будьте внимательны к тому, где находится центр «коробки».
Используйте точку схода

Сохраняйте симметрию при помощи линий!
Ещё один схожий приём, который я нахожу более точным. Это определённо, мой любимый метод в рисовании, хотя иногда заставляет поломать голову. Сначала нужно установить уровень глаз так, чтобы разделить изображение на верхнюю и нижнюю части. При этом нужно постараться сохранить симметрию тела. Лучше в таком случае больше внимания уделять тем зонам, которые в обычном положении должны идти параллельно друг другу. И ещё, чем поза асимметричнее, тем больше в ней фокуса!
Уровень глаз

От положения уровня зависит, будет ли фигура вашего персонажа плоской. Сейчас мы под фигурой с уровнем глаз на лодыжке, что явно придаёт нашей героине резкости. Теперь посмотрим сверху и, заметьте, всё ещё ощущается глубина, добавляющая в рисунок воздуха.
Уровень глаз очень важен для придания фигуре динамичности. В зависимости от этого уровня, персонаж может казаться главенствующим, героичным или просто очень большим. Точка, с которой вы смотрите на героя, играет главную роль в создании позы. Когда вы размышляете о том, как сделать её эффектнее, сначала подумайте, где будет уровень глаз.
Необходимый фокус


Вот такие простые формы дадут вам необходимый фокус и помогут сконцентрироваться на сущности персонажа. Рисуйте свободно, не думая о лишнем. Не позволяйте мыслям вам мешать. Просто знайте, что вы можете нарисовать что угодно, а единственное препятствие перед вами — вы сами.
Эксперименты

Парадоксально, но вы многому можете научиться, если будете использовать в рисовании разные стили. Другая точка зрения поможет в поисках свежих и оригинальны идей. Это заметно расширит ваше понимание анатомии человеческого тела и правил позирования. Во всяком случае, лично мои навыки заметно улучшились после работы с различными стилями, так что очень всем рекомендую!
Больше эмоций

Позитивные эмоции полны жизни и экспрессии. Они усиливают энергию, акцентируя состояние персонажа. Заряд движется вверх. Негативные эмоции давят на нас. Такие чувства тяжелы и направлены вниз.
Эмоции и настроение являются важными элементами в создании рисунка. При их должной «настройке», возможностей повлиять на чьё-либо восприятие становится гораздо больше. Искренние эмоции, кроме как на лице, всегда также хорошо отражаются и в позе. Без исключений! Так что будьте внимательны к языку тела вашего персонажа.
Силуэт

Самый лучший способ проверить, насколько динамична поза и цепляет ли она глаз — закрасить её чёрным или любым другим тёмным цветом. Это позволит вам увидеть, сохранила ли она свою плавность, энергичность и передаёт ли заложенную вами сущность. Ваше внимание будет сконцентрировано на конкретной форме без отвлекающих внутренних элементов. При необходимости, такой метод можно использовать для компоновки или кадрирования рисунка.
Также нужно убедиться, что силуэт не слишком прямой и симметричный. Ещё одно преимущество женской фигуры, как вы уже могли заметить, заключается в том, что обычный наклон бёдер, как правило, решает сразу множество проблем.
Референс
Да! Используйте его! Я так поступаю до сих пор. Я бы не добился таких успехов в рисовании без должных примеров. Используйте сколько нужно и когда нужно. Начав работать с референсами, вы постепенно научитесь уверенно рисовать и без них, но так же замечательно. Вы заметите, что можете рисовать вещи, которые раньше давались с трудом. Более того, они будут очень похожи на свои реальные прототипы. Поверьте мне, результаты действительно поражают.
Слова напутствия:
- Будьте точно уверены в том, чего хотите.
 - Изучите, поймите и сделайте это желание частью себя.
 - Помните, ничто не случайно. У всего есть своя цель.
 - Практикуйтесь, копируйте (но не выдавайте чужие работы за собственные — это же для практики!).
 - Будьте скромны. Высокомерие порождает самодовольство, которое мешает продвигаться к более высоким уровням, а также, негативно окрашивает ваше отношение к другим художникам (не надо так).
 - Стремитесь к большему. Стремитесь за пределы того, что когда-либо было достигнуто в искусстве.
 - Учитесь у других художников. Рисунок — не только способ выразить себя, но и возможность постичь себя. И нет разницы в том, кто лучше.
 - Найдите собственный стиль.
 - Все мы являемся уникальными выражениями бесконечных возможностей, поэтому у нас есть потенциал. Сотрите из своего словаря слово «пытаться». Вы вечно можете пробовать что-то сделать, но это ни к чему не приведёт. Так что просто делайте!
 - Если вы будете уверены в том, что наслаждаетесь изобразительным искусством, вы легко будете двигаться вперёд. И, напоследок, просто верьте в себя. Бесконечность ждёт!
 
Спасибо, что прочитали! Надеюсь, эти советы были полезны.
1. Введение
Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.
В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома "не поместился на листке".
2. Поза
Основы анатомии
Схематические изображения
Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую?
Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.
Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.
| Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела. | 
| Человечек 2. Дальше - больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени. | 
| Человечек 3. Вершина схематичного искусства ;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков. | 
Задание: нарисуйте несколько "человечков" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.
Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.
Язык тела И снова человечки.
Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.
С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.
Человечки в действии.
Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические "человечки" отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно ;)
| Этот бросает копье. | 
| Танцует (ну, мне так кажется ;). | 
| Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку. | 
| Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса - очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то. | 
| Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу. | 
| Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса - плечи и бедра развернуты на небольшой угол. | 
| Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо. | 
Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.
Равновесие
Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.
Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:
красный круг = центр тяжести красная стрелка = направление силы тяжести зеленая стрелка = точки опоры
| Обычная походка. Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии. | 
| Падение. Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево. | 
| Балансирование. Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком. | 
| Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо. | 
| Беги, человечек, беги. Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед. | 
| Прислонившись к стене. Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия. | 
| Крадущийся тигр. Притаившийся дракон. Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно. | 
Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза - это спокойный персонаж.
Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.
Движения и действия
Тело - это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.
На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении. На втором рисунке - человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.  | 
3. Строение
Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.
Скелет
Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.
Основные части человеческого тела:
  | 
| Вид сбоку. Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно). | 
Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:
| Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела. | 
Строение тела
А теперь - ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.
Может перейти сразу к рисованию собственно тела? Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.
| Объемное представление частей тела. Красные линии - соединения. Вы можете проанализировать расположение частей тела. | 
Расположение частей тела. Практика
Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры. Слева - наброски, схематические рисунки. Справа - объемные прорисовки на основе схематических рисунков. Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы - скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.  | 
Детали
Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.  | 
4. Варианты Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.
1. Люди
Вот несколько примеров:
 Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда - сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.  | 
2. Разнообразные существа
Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным - всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.
Вот несколько примеров:
Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку. То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.  | 
3. Мультипликационные персонажи
| Да, для "мультяшек", особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для "мультяшек", которые гнутся, словнот резиновые. | 
Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль - для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода - вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.
И напоследок - небольшой пример.