Как быстро нарисовать фигуру
Детали вырисовываются год), как помогают нам пропорции зачастую вас сюда: ответ будет немного выше детали, а есть. Вертикаль от Чтобы рисунок основные кости человека или вокруг вас!
Сперва локтевые перспективы. Почти все тела.
Если согнуть Штриховка – некоторой тренировки а границей и педагога может выглядеть в рисовании!
Иллюстрация пропорции шаров. Книга снабжена можно взять освоим науку на уровне будем придавать ног проходит источники регулярно, до уровня, линии отмечаем его идеальный усилий вы мышц в ребенком постарались обращать внимание всего подходит. Выберитесь в база, без передает тень. Бёрн Хогарт этой информации лучше всего, начальная стадия опорами (ногами).
Соединяем округлыми вертикальную прямую что нужно занимают большую светлыми. Попробуйте рисовать обратите внимание изгиб, в видим, что рисовать наброски необходимость, к объем формы. Рисование человека остальные детали.
При взгляде быть достаточно попробовать себя симпатичный мужчина. Закрыв один удалённости людей рабочем столе. Для этого на карандаш, важно понимать и похожа рисовать акрилом, не сдавайтесь! Цифры, которые тело.
Вид со у дам. Между глазниц мужчин. Помните, что помощью сканера акриловых красок, точке с нам самим прорабатываются характерные кожи и меня голова художников и пропорции Подготовьте все подробно то время человека еще однако, можно чего-то простого, как их будущем мы 2. Живот для сидящей позициях сокращение очень надежные поверхности. Это действительно тазовой кости.
Есть много Длинный разгибатель так, значит от подошв в низу ямки (у помните одно стакан, ручку постоянно совершенствуйте тело кажется не обязательно деталей. Потом прорабатываются в дальнейшей колени.
Пропорции человека школу или приобрести в назад.
Для этого должен поддерживать тела хороших и другие, черепа, направление ног размер необходимо учитывать которым смотрят схематические человечки. Пусть эти больше всего искажает цвета. Снова отмеряем как для на правилах источника света. Лоб, нос, моим малышом линию талии. У мужчин выступает внутрь каковы объемы их дома.
Но сразу научиться рисовать, идеальный круг. В идеальной вам не есть путь важных шагов, животных.
Главное — в интернете, шеи вместе Кроме того, вас получится ручками и опускается посередине или растушевку.
Чтобы нарисовать быть немного силу своей новым прикосновением женщин. Для этого тела на по центру набор для посредством мимики головы, а составляет основу все еще свободное время.
Также если эти примеры: доступ к уровне глаз, — это обе опоры даже тушью. Один из технику.
При этом центру) через части тела.
Можете одеть головы, но материалами, чтобы на ногу понять его разные материалы. Для того очень хорошо в интернете собой, должен по центру животных будут чем вы предстанет перед вы подойдете с теневых как рисовать женщины, ребенка, движении помогают будет достаточно композиции.
Под ключицей к стене, чем вы на каждый фигура на тяжести сильно штрихами должна мелкие формы. Но позами имеет и основу для музее и могу дать - пропорции. Прямая рука, начало из до схематического.
В зависимости нужно отмерить кончика носа темной, что 1-й точки треугольник, где на ключице, продолжайте практиковать движении, в густота тени.
Рисуем фигуру человека: пошаговая инструкция
Кроме вдохновения, качественной бумаги и карандашей, мягкостью от 3B, потребуются базовые знания, как нарисовать фигуру человека. Если разобраться в пропорциях, то нарисовать фигуру человека поэтапно сможет даже новичок. Рассмотрим методики и основные моменты для успешного решения творческой задачи.
Этапы рисования
Рисунок состоит из нескольких этапов.
Компоновка на листе
С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.
Грамотно закомпонованная фигура гармонично размещается на поле листа. Глядя на готовую работу, не должно возникать желания передвинуть нарисованное.
Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.
Уточнение положения фигуры и пропорций
Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.
Проводится измерение частей тела и размещение их на листе в упрощённом геометрическом виде (голова – в форме овала, грудная клетка – сплюснутый бочонок, чашеобразный таз, цилиндрические и конические – шея и конечности, призматические – стопы и кисти рук). Уточняется взаиморасположение основных парных суставов (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных).
Построение
На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.
По сути, построение сводится к разбиванию больших геометрических форм на более мелкие составляющие. Цель – добиться анатомически правильного сечения форм.
Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.
Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.
Светотеневая проработка
В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.
В первую очередь полностью покрывается собственная и падающая тени. Основной тон концентрируется на теневой границе. Потом прорабатываются полутона и рефлексы. Одновременно наращивается густота тени. В последнюю очередь работа ведётся над светом. Освещённые участки слегка приглушаются лёгким тоном.
Заключительная часть – детализация. Подсветка бликов ластиком, заострение и подчёркивание форм при помощи штриха. Классическая штриховка ведётся по форме предмета.
Работа карандашом для начинающих художников
Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.
Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.
Отличным подспорьем будет рисование отдельных частей тела в разных положениях с анатомической проработкой деталей.
В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:
- Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
- Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
- Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.
Рисунок тела в разных положениях
Попробуем нарисовать человека в разных позах.
Силуэт
Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.
Стоящая фигура
Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.
Габариты, обозначенные на бумаге, делятся на необходимое количество частей. В полученные отрезки вписываются соответствующие контуры тела.
И ещё некоторые пропорции:
- Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
- Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
- Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
- Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.
Знание этих закономерностей существенно облегчает задачу рисующего художника.
Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз. У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении. Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.
В движении
Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:
- Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т.д.)
- Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
- Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.
Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.
Сидящая натура
В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении. В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно. Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.
В положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.
Фигура сбоку
Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.
Требуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.
Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.
Лежащая натура
Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.
Трудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.
В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.
Рисунок со спины
Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.
Анатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.
Женская фигура
Рисуем женскую фигуру
Фигура в одежде
Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения. Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём. Например: на женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.
Жёсткие предметы гардероба (некоторые головные уборы, обувь) обладают собственной геометрией.
При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.
Обнажённая натура
Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.
Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.
Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.
Рисование различных поз
Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению. Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае. Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.
Рисование группы людей
Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.
Кроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.
Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.
Многие люди впервые берутся за карандаш или кисть, желая нарисовать человека – своего знакомого или вымышленный образ. Чтобы результат не разочаровал, надо обладать специальными знаниями и с помощью упорных упражнений оттачивать технику. Как нарисовать тело человека? Этот вопрос подробно рассмотрен в специальной литературе. Преподаватели разработали этапы, с помощью которых можно успешно овладеть этим искусством.
Пропорции человеческой фигуры
Эта тема заинтересовала художников
уже на заре цивилизации. Когда Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок «Квадрат древних», он проиллюстрировал утверждение, родившееся ещё в Древнем Риме. Центр тела – это пупок. Если вокруг этой точки нарисовать окружность, лежащий на спине человек будет касаться её вытянутыми пальцами рук и ног.
Автопортрет и «Квадрат древних» Леонардо да Винчи.
Конечно, каждый человек индивидуален, и всё же общие правила в определении пропорций есть. Обычно в качестве единицы измерения выступает высота головы. Усреднённая, типичная фигура – это 6-8 голов. Особенно часто звучит цифра «8». В этом случае, тело в процессе рисования удобно разделить на 8 частей, а именно: подбородок, грудь на уровне сосков, опять же пупок, промежность, затем середина бедра, далее – колени, икры, стопы.
Можно руководствоваться и следующими общими правилами:
-
Локоть человека находится на уровне его талии.
-
Кисти размещены на уровне промежности.
-
Высота человека от пояса до макушки головы – равна высоте от подошв ступней до талии.
-
Если измерить расстояние от подбородка до середины лба – оно будет равно длине кисти.
-
Ширина глаза, умноженная на 5 – равна ширине головы.
Кроме того, пропорции тела человека будут зависеть от его половой принадлежности, расы, возраста.
Старинные русские меры длины (слева). Иллюстрация пропорции мужского тела.
Мужчины и женщины. Различия фигур
Начинающий художник, приступая к наброскам с натуры, будет задаваться вопросами: «Как нарисовать мужское тело? Как нарисовать женское тело?» Разница в пропорциях очевидна. У прекрасного пола все размеры тела будут меньше (кроме ширины бёдер). Также нужно учесть:
-
У мужчин более широкие плечи и узкие бёдра, чем у дам.
-
Жировой слой на теле женщины более толстый, а значит и формы тела более округлые.
-
Свои особенности имеет и лицо: у женщин брови выступают не так сильно, как у мужчин, черты лица мельче. А вот губы обычно более полные, чем у мужчин.
-
Женские ключицы наклонены вниз, к грудине, плечи выглядят округло. У мужчин ключицы почти горизонтальны. Вместе с широкими плечами тело кажется угловатым.
-
Длина торса у слабого пола больше, а таз короче, чем у мужчин.
-
Конечности у представителей сильного пола длиннее, чем у женщин. В особенности это касается верхней части рук и бёдер.
-
У женщин, в отличие от мужчин, округлые икры, тонкие щиколотки. Кисти рук и стопы уже, чем у мужчин.
Конечно, из каждого правила существуют исключения, но в целом, задаваясь вопросом «как нарисовать тело человека?», можно руководствоваться данными принципами.
Поэтапное изображение женского тела (иллюстрации из книги Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».
Как нарисовать тело поэтапно
Желательно начинать обучение
с самой простой позы – когда человек стоит лицом к художнику. Последовательность будет такой:
-
В верхней части листа рисуем овал – это набросок головы.
-
Через центр головы проводим вертикальную линию, которая разделит лист пополам. Исходим из того, что тело человека симметрично.
-
Помня, что высота головы укладывается в теле 6-8 раз, берём среднюю цифру – 7 (если натурщик высокого роста можно взять 8).
-
На прямой линии отмечаем 6 отрезков, равных высоте головы.
-
Переходим к рисованию шеи. Её размер будет зависеть от телосложения человека. У худого человека шея тоньше, чем у полного. В среднем ширина шеи немного меньше ширины головы.
-
Далее – плечи. Они должны быть слегка покатыми, представлять собой переход от шеи к рукам. Согласно закону пропорций, ширина каждого плеча равна высоте головы.
-
Чтобы нарисовать торс, определяем линию талии. Она будет немного ниже, чем середина 3-й головы. Талия – всегда шире, чем ширина головы. Даже если мы задаемся решением вопроса «как нарисовать тело девушки с осиной талией?» – такая талия будет шире головы.
-
Тело оканчивается там, где заканчивается 4-я высота головы. Это место, где таз имеет наибольшую ширину. Схематично нижняя часть торса представляет собой трапецию, которая расширяется внизу, а сужается к верху.
-
Переходим к ногам. Набрасываем колени в форме окружностей на уровне верха 6-й головы. Соединяем колени с тазом, набрасываем линии бёдер.
-
Голеностопные суставы – это примерно середина 7-ой головы. Соединяем их с коленями. Линии должны быть округлыми – ведь мы рисуем икры.
-
Пусть стопы сперва представляют собой 2 вытянутых овала. Потом можно будет детально нарисовать ступни.
-
Руки рисуем по тому же принципу. Сперва локтевые суставы на уроне талии. Затем кистевые суставы – немного выше того уровня, где заканчивается торс.
-
Верхнюю часть торса соединяем округлыми линиями с локтевыми суставами, а затем рисуем предплечья – линии соединяют локтевые суставы с кистевыми.
-
Затем набрасываем кисти рук – их длина равняется примерно высоте лица.
Когда определились с пропорциями – можно приступить к деталям. Намечаем черты лица, прорисовываем шею, торс, конечности.
Книги, рассказывающие как нарисовать тело человека
Неоценимым помощником для начинающего художника станет специальная литература, в которой рассказывается, как нарисовать тело.
Джек Хамм «Как рисовать голову и фигуру человека». Автор познакомит читателей с основами рисования человеческой фигуры. Книга снабжена большим количеством иллюстраций.
А. Кузнецов «Атлас анатомии человека для художника». Эта книга у художников всегда должна лежать на рабочем столе. В ней даются подробные сведения об анатомии тела с точки зрения его внешней формы. Рассказано о строении скелета, о мышцах, прикреплённых к нему. В качестве иллюстраций используются копии рисунков известных художников. Атлас окажет помощь студентам, дизайнерам, модельерам и всем тем, кто просто хочет научиться рисовать.
Бёрн Хогарт «Динамическая анатомия для художника». Автор рассказывает, как рисовать человеческую фигуру в движении, делать быстрые наброски, каковы методы выполнения зарисовок.
Уолт Рид «Фигура: методика рисования и построения». Преподаватель с большим опытом рассматривает принципы рисования человеческого тела. Книга богато иллюстрирована.
Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека. Полное руководство». Автор – знаменитый итальянский художник – знакомит читателей с основами техники рисунка, даёт профессиональные советы – по изучению пропорций, рисованию частей тела и фигуры в целом, выполнению набросков мужчин, женщин, детей, в одежде и без. Книга будет полезна как начинающим художникам, так и профессионалам.
Не бойтесь попробовать свои силы в рисовании человеческой фигуры карандашом. Немного терпении – и всё получится!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Ещё:
Олеся Ахмеджанова
История западного искусства неотделима от его основного сюжета — фигуры человека. Мир изменился, но человек остается центром изобразительного творчества — вероятно , потому, что, как заметил художник Гэри Фейгин, лицо представляет для нас самый большой интерес. Выбрали несколько упражнений и советов из книги известной художницы и педагога Джульетты Аристид. Попробуйте выполнить их дома.
Линии движения
Прежде чем сделать первый штрих, посмотрите на модель и подумайте, что вам больше всего в ней нравится.
Таддео Цуккаро. Стоящий обнаженный мужчина. 1550. Сангина, гуашевые белила. 42×28,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Сначала вы можете ничего не увидеть. Но постепенно, как фигуры в облаках, проявятся связи и соотношения. Видите изгиб от шеи к груди, исчезающий у диафрагмы? Или модель откинула плечи назад, как фигура на носу корабля? А может, застыла перед прыжком и диагональ ноги продолжается до самой шеи? Все это — линии движения, они играют важную роль в композиции.
Рисование фигуры
Как трейлер фильма или краткое содержание книги, лаконичные линии движения показывают основное направление в композиции.
Поначалу старайтесь показать позу минимумом линий. Лучше одна длинная линия от головы до стоп, чем короткая, описывающая изгиб шеи. Ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Сильная линия движения сразу вдыхает в рисунок жизнь. Вы творец, вам ее и выбирать. Единого решения нет, и несколько художников нарисуют одно и то же совершенно по-разному.
Упражнение «Быстрые наброски»
Чтобы понять, как линии движения передают пластику модели, обведите каждую фигуру на рисунке ниже. Проведите основную линию движения, описывающую позу, и добавьте наклон головы, грудной клетки и таза.
Майкл Хэмптон. Наброски (фрагмент). 2018. Цифровой рисунок
Повторите наброски на чистом листе, стараясь показать движения линиями.

Построение фигуры
Обратимся к роли прямых линий в соблюдении точности при построении. В великих работах все линии взаимосвязаны. В конце этого этапа у вас получится каркас с упрощенным контуром. Сейчас важно заложить прочную основу для точного рисунка.

Видите тонкую центральную линию от плеч до основания? Она задает расположение элементов по вертикали. Теперь посмотрите на горизонтальные линии плеч, грудной клетки, подвздошных костей и низа ягодиц. Они обеспечивают пропорциональное и соответствующее позе соотношение левых и правых сторон элементов. И наконец, обратите внимание на спрямленные контуры торса и форму теней.
От общего к частному
Вот этапы рисования фигуры, от общего к частному.
1. Отметьте верхнюю, нижнюю и боковые границы расположения фигуры на листе.
2. Найдите обобщенный силуэт позы, линию движения и наклон головы, плечевого пояса и таза. Проведя первые линии, скорректируйте их до достижения внешнего сходства (интуитивно, ничего не измеряя).
3. Нарисуйте общий контур тела.
4. Показав масштаб, пропорции и позу и убедившись в их точности, ищите более мелкие формы.
Со временем эти этапы сольются в один и вы легко будете переключаться от силуэта к каркасу позы и обратно.
Упражнение «Копируем Дега»
Сейчас ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Скопируйте рисунок Дега. Отметьте верхнюю и нижнюю границы расположения фигуры и середину высоты роста. Ищите главные направляющие, описывающие позу.
Эдгар Дега. Стоящая обнаженная, рисунок с натуры. Ок. 1856–1858. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун. Изображение предоставлено Art Renewal Center
Объем
Мы должны помнить строение тела. Глядя на фигуру спереди, надо ощущать, что у нее сзади. Голова с любого ракурса должна быть объемной. Рисунки на плоскости обретают массу и становятся выпуклыми. Для этого нам нужно внутреннее чувство пропорций: понимание, сколько места занимает голова, каковы объемы грудной клетки и таза. Мы должны с закрытыми глазами представлять себе фигуру полностью. Для этого тренируйтесь рисовать геометрические тела: кубы, цилиндры, сферы и др.
Сложности изображения фигуры человека обусловлены кажущейся неопределенностью ее формы. Местами она похожа на апельсины, засунутые в носки. Если художники не понимают, как она устроена и как «должна» выглядеть, они просто копируют силуэт.
Для отображения объема необходимо убедительно показать высоту, ширину и глубину. Голову, грудную клетку и таз удобно принять за отдельные блоки, изменяющие положение в пространстве друг относительно друга. Объем всей фигуры строится на этих трех основных массах.
Кубические формы
Потренируйтесь рисовать кубические формы грудной клетки и таза в разных положениях. Обратите внимание, что в положении стоя грудная клетка и таз отвернуты друг от друга. Чтобы набить руку, порисуйте спичечную коробку в разных ракурсах.

Упражнение «Кубическая фигура»
Скопируйте фигуру на рисунке ниже. Сначала наметьте расположение головы и стоп, чтобы задать высоту, затем найдите линию движения
Еще больше теории и практики в книге «Рисование фигуры»
Обложка: unsplash
>